Научное и религиозное познание мира. Единство и противоположности

14 апреля состоялось седьмое лекционное занятие школы Теолога в рамках Студии христианской антропологии и социального служения. В качестве лектора выступила к.филос.н., доцент кафедры философии и теологии НИУ БелГУ Яна Перепёлкина. На занятии присутствовали заведующая кафедрой философии и теологии ИОНиМК НИУ «БелГУ», доктор философских наук Тамара Липич и руководитель студии христианской антропологии и социального служения Ольга Нифонтова, а также участники школы Теолога. Тема занятия "Научное и религиозное познание мира. Единство и противоположности".

В нашем обществе сложился стереотип, что наука и религия никак не сопоставимы. С одной стороны это верно, т.к. это абсолютно разные области человеческого познания и мировосприятия. Но с другой, они не могут противоречить друг другу, хотя бы в силу того, что огромное количество учёных было религиозными людьми.

Наука как социальный институт появился поздно, а именно в Новое время. Она рождается в Западной Европе, в христианской цивилизации. В любом обществе существуют мифологические и языческие верования. И когда появляется церковь, она становится силой, способной противостоять злым духам, но реформация 16 века кардинально изменяет ситуацию. Мартин Лютер заявляет, что не нужно защищаться от злых духов и акцентировать на них внимание, а следует только изучать писание. У католиков сразу возникает спрос на обретение союзника в борьбе с Реформацией и этим союзником становится наука.

Существуют версии о том, что якобы церковь занималась сожжением учёных, но этот факт легко опровергается. Например, Каперник умер своей смертью, критике были подвержены только его богословские изыскания. А вот Джордано Бруно не имел абсолютно никакого отношения к науке. Бруно желал поступить в институт, но из-за его занятия магией, он был лишен обучения, а впоследствии, сожжён именно за колдовские наклонности. Его место в институте занял Галилео Галилей, которого сожгли за распространение ереси. Не стоит забывать, что все эти ученые времен рождения науки были верующими людьми.

Почему именно в христианской среде зародилась наука? В буддизме или синтоизме религия уходит от мира, мир воспринимается как иллюзия. А в христианстве сам Бог даёт человеку заповедь познавать мир. Христианское мировоззрение позволяет одновременно изучать мир и Творца. Оно говорит, что мир реален и он добр.

Можно сделать такой парадоксальный вывод о том, что без веры не может существовать наука! Но на сегодняшний день в нашей стране эти понятия не противостоят и не сотрудничают между собой. Это абсолютно разные направления, которые идут по-своему пути, обусловлено это многолетней борьбой с верой в период безрелигиозного миропорядка.

  Павел Головин
Фотогалерея

16.04.2022


<< Назад к списку  | Просмотров: 278



Войти, чтобы оставить комментарий.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.