Онлайн-симпозиум "Герменевтика детства: Джанни Родари в СССР и современной России"

22-23 октября в Международном научно-исследовательском центре «Интеллектуальная история России и региональные биографические исследования» Института общественных наук и массовых коммуникаций состоялся международный научно-практический симпозиум «Герменевтика детства: Джанни Родари в СССР и современной России». Онлайн-симпозиум был проведен в сотрудничестве с Отделом классической русской литературы ИМЛИ РАН (Москва), Урбинским университетом имени Карло Бо (Италия) и Белгородской государственной детской библиотекой А.А. Лиханова.

В симпозиуме приняли участие ведущие отечественные и зарубежные ученые, сотрудники музеев и библиотек Белгорода, аспиранты, магистранты и студенты НИУ «БелГУ».

Открывал работу симпозиума руководитель МНИЦ «Интеллектуальная история России и региональные биографические исследования», доктор философских наук, профессор кафедры философии и теологии Павел Ольхов, который отметил, что исследование культурных практик детства в России XX–XXI вв. невозможно без изучения наследия итальянского детского писателя Джанни Родари. Симпозиум был приурочен к его 100-летию, но связан и с другими датами: к 60-летию выхода «Приключений Чиполлино» в России и к 70-летию выхода этой книги в Италии. Павел Анатольевич отметил, что герменевтика детства достаточно новая область междисциплинарных исследований в современной России, но ученые НИУ «БелГУ» уже работают в ней.

Праздничную ноту симпозиуму задала запись балета К. Хачатуряна «Чиполлино», просмотренная перед началом выступлений.

Право первого доклада на симпозиуме было предоставлено Ларисе Ретюнских – крупнейшему специалисту в области философии для детей в России, доктору философских наук, профессору Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Лариса Тимофеевна в своем выступлении осветила проблему междисциплинарного исследования детства, рассказала о своей работе в рамках направления «Философия для детей»: «Школе Сократа», проекте «Философия хрупкого мира», о выходе монографии «Игра как принцип сохранности детского». Феномен детства трактуется Ларисой Тимофеевной экзистенциально: как состояние, а главная цель практической работы – научить ребенка быть разумным, свободным и ответственным, самостоятельным в мышлении и решениях, сохранить искренность эмоционального восприятия мира. Лучшим инструментом для развития этих качеств является практическая философия как совместное философствование.

Вторым прозвучал доклад доктора философских наук, профессора кафедры философии и теологии Елены Мотовниковой «Азы логики: логико-дидактическая верификация качества общего школьного образования». Елена Николаевна отметила, что дисциплины, развивающие логическое мышление представлены недостаточно в современной школьной программе, аргументируя к роли логики как учебной дисциплины в учебных планах Российской империи и попыткам введения ее в советские школы.

Далее свой доклад представила руководитель студии практической философии МНИЦ «Интеллектуальная история России и региональные биографические исследования», кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии, Екатерина Чистякова. Она поделилась опытом работы семинара «Философия детства» студии практической философии с 2017 года, осветила его основное проблемное поле и крупнейшие события прошедших лет. Семинар «Философия детства» по предпосылкам и установкам близок к работе Ларисы Тимофеевны Ретюнских.

Опытом работы по популяризации чтения поделились представители библиотек Белгорода. Заместитель директора по научно-методической работе ГБУК «Белгородская государственная детская библиотека А.А. Лиханова» Ирина Проскурина выступила с докладом на тему «Детская библиотека навстречу читателю: вчера, сегодня, завтра (презентация регионального проекта)». Заведующая музейным отделом Пушкинской библиотеки-музея Ольга Коровина рассказала о том, как проходила лицейская неделя в Пушкинской библиотеке-музее.

Завершило первый день симпозиума выступление еще одного специалиста в области философии для детей Натальи Вотинцевой, кандидата философских наук, доцента кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пермской государственной фармацевтической академии. Наталья Николаевна рассказала об особенностях формирования смыслов в рамках игрового поля разработанной ими с коллегами интеллектуальной игры «АРГУМЕНТАРИУМ».

Второй день симпозиума был по-настоящему праздничным: участники праздновали 101 год Джанни Родари и 60-летие Павла Анатольевича Ольхова.

Открыла второй день симпозиума заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН, доктор филологических наук, профессор Марина Щербакова. Она отметила комплексный общегуманитарный характер симпозиума, в духе бывшего в СССР ИФЛИ (института философии, литературы, истории). По ее мнению, единство этих дисциплин (ныне утраченное) положительно сказывалось на качестве исследований.

Первой с докладом выступила Вера Харченко, доктор филологических наук, Почетный профессор НИУ «БелГУ». Вера Константиновна поделилась эффектом нового прочтения через 70 лет «Приключений Чиполлино» Джанни Родари. Она отметила, что эта в полном смысле классическая книга хорошо подходит для воспитания мальчиков, учит их логическому мышлению и самостоятельному мышлению.

Итальянская гостья симпозиума Антонелла Кавацца, доцент славистики Школы иностранных языков и литератур Урбинского университета Карло Бо поделилась результатами исследования других аспектов творческой деятельности Джаннни Родари. В выступлении он предстал как журналист, который много размышлял об особенностях системы образования в Советском Союзе во время своих неоднократных визитов.

Далее следовало выступление Павла Ольхова «Этос детства Джанни Родари (уроки прямословия)». Павел Анатольевич размышлял об этическом потенциале «Приключения Чиполлино» для современных детей, об актуальности ценностей, выраженных в этой детской сказке.

С обширным докладом «Лингвокогнитивные и лингвопрагматические характеристики детского фольклорного текста» выступила группа исследователей кафедры русского языка и русской литературы: заведующая кафедрой, профессор, доктор филологических наук Ирина Чумак-Жунь, аспирантка кафедры, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №17 Марина Саенко и аспирантка кафедры Светлана Саввина.

Далее последовала группа докладов сотрудников Отдела русской классической литературы ИМЛИ РАН. Наталья Городилова, кандидат филологических наук, в своем выступлении рассмотрела проблемы жанра русской повести о детстве середины XIX века. Валерия Андреева, доктор филологических наук, говорила о новаторстве Л.Н. Толстого в создании книг для детского чтения. Марина Щербакова, доктор филологических наук, профессор, представила результаты исследования духовного попечения святителя Феофана (Говорова) о детях.

В завершении симпозиума выступила Марина Половнева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы с презентации об образах детва в творчестве белгородского гравюриста Станислава Косенкова.

Завершила симпозиум Марина Ивановна Щербакова словами благодарности и приглашением к сотрудничеству.

В общей сложности симпозиум длился около девяти часов и получил массу положительных откликов от участников и слушателей. И хотя это не первый опыт обегуманитарного разговора в МНИЦ «Интеллектуальная история России и региональные биографические исследования», но один из самых консолидирующих сообщество.

Симпозиум совпал и с в темой декады единых действий «За чистоту русского языка», направленных на формирование культуры поведения и речи, искоренения сквернословия в студенческой среде НИУ «БелГУ».

 Екатерина Чистякова
Фотогалерея

25.10.2021


<< Назад к списку  | Просмотров: 267



Войти, чтобы оставить комментарий.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.