«Мученик скорбной мысли и благих стремлений…»

Первого апреля всё культурное сообщество нашей страны и зарубежья торжественно отмечало 213 годовщину со дня рождения Н.В. Гоголя. Социально-теологический факультет тоже не остался в стороне от этого знаменательного события. На социально-теологическом факультете ИОНиМК НИУ «БелГУ» состоялся вебинар, посвященный этому событию

Под руководством доктора филологических наук, профессора Василия Липича студенты представили в форме литературно-музыкальной композиции историю жизни и творчества великого русского писателя. На сцене разворачивались исполненные сомнений и мытарств факты из истории создания произведений.

В контексте многочисленных научных конференций и чествований писателя вполне закономерен и резонен вопрос: актуален ли Гоголь сегодня, в XXI веке? С моей точки зрения, Гоголь, бесспорно, актуален и сегодня. В своем творчестве писатель смело обнажил те нравственные язвы человеческой жизни, которые болезненно, трудно поддаются искоренению, и с пронзительной остротой выставил их на суд читателя. Конечно, нынешние a-la гоголевские персонажи выглядят по-другому, их окружение, среда тоже изменились. Но вот суть…Суть, я думаю, осталась та же, что и у героев XIX столетия. Рискну предположить, что и ещё через 200 лет она вряд ли, изменится, а Гоголь, Гоголь по-прежнему будет актуален и современен, подтверждая тем самым свою всевременность и вневременность.

Мысль, которой движется всё творчество Гоголя, мысль, переходящая от писателя к его беспокойным героям, прослеживается четко, она очевидна. Это попытка протянуть руку и готовности оказать помощь тем, кого забыли, кем пренебрегли, кого отвергли. Писатель увидел именно их и проявил к ним искреннее внимание и участие. Он протянул, он подал им руку жестом, в котором была и ласка, и суровая строгость, и зов, и простодушное желание научить людей жить по-хорошему. Те, о ком пишет Гоголь, в сравнении с теми же, скажем, декабристами или с другими передовыми умами России, идти не могут, казалось бы. Но они, эти забытые, забитые, задвинутые на периферию общественной жизни, тихие, смирные, тщеславные, плутоватые, не блещущие умом, хотя порою и изрядно сметливые, они-то тоже были достойны чьей-то участливой руки. Твердой, дружественной, пусть даже по-отечески и суровой.

Доходящее до какой-то творческой мании влечение Гоголя к жесту протягивания руки, объятия лежит и в основе мнения Гоголя о предназначении писателя. Писатель – и историк, и архитектор, и врачеватель, и душеприказчик, и духовный пастырь. Он тоже призван протянуть руки к миру, обнять весь мир; и горе ему, если это его искреннее желание не понято и отвергнуто.

Думаю, что нисколько не преувеличу, если скажу, что вся жизнь писателя – это страстная борьба за право выступать на общественном поприще с жестом, который дорог ему и необходим окружающим, с жестом братским, отцовским, учительским.

Наша жизнь убеждает, что трудно быть всеобщим отцом и всеобщим учителем для всех и указывать праведный путь. Но Гоголь неустанно стремился быть и подвижником, и наставником, и защитником для всех страждущих. В этом – основа его величия и как художника, и как человека, и как истинного христианина, а его творческое наследие для нас – добрый посох на жизненном пути!

 Василий Липич

06.04.2022


<< Назад к списку  | Просмотров: 158



Войти, чтобы оставить комментарий.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.